Понятие акта виды актов

Нормативно-правовые акты: понятие, особенности и виды - Основные виды и особенности нормативно-правового акта 5. Основные виды и особенности нормативно-правового акта Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, понятие акта виды актов и смешанные. Нормативные акты управления устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют понятие акта виды актов отношения имеют общий характер, т. Такие акты издаются в развитие законов, могут устанавливать типовые правила в сфере государственного управления например, таможенные правилаа также определять статус органов исполнительной власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления, т. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе. Индивидуальные акты управления являются юридическими фактами, т. Смешанные акты управления - это такие акты, в которых переплетаются нормы индивидуальные установления например, акт устанавливает статус какого-либо государственного органа, а затем назначает его руководителя. Понятие акта виды актов вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида. Действие правовых актов управления. Действующим является правовой акт, обладающий юридической силой, т. Поэтому всегда весьма важным является момент вступления акта в силу. Он может быть определен в самом акте, акт может вступать в силу с момента опубликования, принятия, подписания, через некоторое время после опубликования и др. В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления. Это означает, что правовой акт предполагается имеющим юридическую силу до того момента, пока он не будет отменен в установленном законом порядке. Сомнение в законности понятие акта виды актов не является основанием для его неисполнения. Если какой-либо акт вызывает сомнение, необходимо обратиться к требованиям к правовым актам, при несоблюдении которых акт не должен иметь юридическую силу. Основное, чему должен удовлетворять акт -это требование законности, содержание которого составляют следующие моменты: акт должен соответствовать Конституции РФ, законам, другим актам, обладающим большей юридической силой причем как по существу, так и по понятие акта виды актов. Например, нельзя признать законным акт, вводящий карантин на определенной территории для ограничения вывоза сельскохозяйственной продукции несоответствие цели ; -акт должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего; -акт не должен нарушать законодательно закрепленные права понятие акта виды актов законные интересы граждан и организаций. Правовой акт управления должен быть принят в установленном законом порядке, при его принятии должны быть соблюдены процессуальные правила издания понятие акта виды актов. Правовой акт управления должен быть принят в установленной законом форме акт должен иметь официальное наименование, обязательные реквизиты -печати, подписи и т. Если акт не удовлетворяет перечисленным требованиям, он должен быть отменен либо тем органом, который его принял, либо вышестоящим понятие акта виды актов, либо судом по жалобе заинтересованных лиц. Возможен косвенный вариант отмены - путем принятия нового правового акта, регулирующего те же вопросы. Кроме понятие акта виды актов, для устранения недостатков акта возможна не полная его отмена, а лишь изменение, которое происходит, как правило, в форме нового решения, принятого тем же субъектом управления. В некоторых случаях при оспариваний правовых актов обжаловании или понятие акта виды актов возможно приостановление их действия или исполнения. Приостановление акта возможно в форме принятия акта о приостановлении например, решение Президента РФ о приостановлении актов органов исполнительной власти субъектов РФ по мотивам противоречия Конституции РФа также в результате действия правового автоматизма протест прокурора автоматически приостанавливает решение начальника ИТУ. Правительство - Постановление нормативный характерРаспоряжение индивидуальный характер Руководители федеральных министерств, других центральных органов исполнительной власти - Приказы, постановления, инструкции. Главы администраций краев, областей, муниципальных образований - Постановления, распоряжения Суды первого звена - Постановления судей по делам об административных правонарушениях. Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицутак и от актов толкования права где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму. Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему "писаного права". В этих странах нормативные акты составляют определенную иерархическую систему, на верхней ступени которой стоят конституции и законы конституционные и обыкновенные. В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства над другими нормативными актами, особенно над актами исполнительной власти - декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями и т. Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом. Поэтому становление системы нормативных актов каждой из стран отражает общие закономерности развития ее политико-государственных структур. Нормативный акт является источником права и в странах общего права. Но акценты применительно к значимости источников здесь смещены в сторону судебной практики, в процессе которой создается единообразное решение аналогичных дел судами. В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Такие договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены и на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться их участники. Нормоустанавливающее понятие акта виды актов договоров признается во всех системах права. Особо важна роль договора как источника права в таких отраслях права, как международное и конституционное. В понятие акта виды актов странах своеобразным источником права признаются общие принципы, то есть отправные, исходные начала правовой системы. Например, юристы стран как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. Гражданским кодексом Греции, например, осуществление какого-либо права запрещается, если оно "превышает понятие акта виды актов, установленные доброй совестью или добрыми нравами или социальной и экономической целью права". В Афганистане в случае пробела понятие акта виды актов законе суд может разрешить дело в соответствии с принципами шариата, являющегося основным источником права в ряде стран Понятие акта виды актов. Указание на возможность апеллировать к общим принципам права как к его источнику иногда закрепляется в законодательном порядке. Гражданский кодекс Испании, например, среди источников права прямо называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. Общие принципы права отнесены к числу источников международного права статьей 38 Статута Международного суда. Эта статья гласит: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет. К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как "специальный закон отменяет действие общего закона", "позднейшим законом отменяется более ранний" и т. Мнения ведущих ученых-юристов понятие акта виды актов большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах понятие акта виды актов нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т. Из всех известных истории источников форм права применительно к Российской Федерации можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению имеет разную сферу применения. Понятие акта виды актов российском праве санкционирование обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, ссылка понятие акта виды актов применение международного обычая имеется в Консульском уставе; Кодекс торгового мореплавания на территории России пока действуют Консульский устав СССР и КТМ СССР предлагает понятие акта виды актов портовыми обычаями для определения продолжительности погрузки и разгрузки судов и размера платы за их простой. В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры. Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу или учредительными например. Договор, о Содружестве Независимых Государств. Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного понятие акта виды актов к федерации. Правовыми актами могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в понятие акта виды актов с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий. Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические понятие акта виды актов профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации ст. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую локальную правовую норму. Наиболее характерным для Российской Федерации правовым актом является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида закон, указ, постановление, распоряжение и т. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными. Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, понятие акта виды актов отношений, основные права и обязанности граждан. Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны понятие акта виды актов Конституции. В противном случае любой акт или его часть признается недействующим. Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием референдумом. Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается. Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, то есть он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от понятие акта виды актов видов актов высшего представительного органа - постановлений, деклараций, посланий, обращений. Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них. Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов. Будучи едиными по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них понятие акта виды актов они делятся на конституционные и обыкновенные. К числу конституционных законов относятся прежде всего законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации ст. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента ст. Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. Понятие акта виды актов кодификационным относятся Основы Основные начала законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права например. Понятие акта виды актов процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях. В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик Карелия, Калмыкия и др. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон. Издание законов - не единственная форма правотворчества высших представительных органов. Так, палаты Федерального собрания - Государственная Дума и Совет Федерации - полномочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права. Примером таких постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности. Понятие акта виды актов нормативных актов Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 г. В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права. Понятие акта виды актов Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции понятие акта виды актов закона Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Акты центральных органов исполнительной власти. Центральными органами исполнительной власти согласно Понятие акта виды актов Российской Федерации о Правительстве Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов, Министерства транспорта, Центрального банка, Санэпиднадзора и т. К нормативным по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", утвержденные Минжилкомхозом "Правила пользования системами коммунального водоснабжения". Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти, в силу чего единых форм правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Нормативными обычно являются инструкции и постановления. С 15 мая 1992 г. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации. Кроме актов федеральных органов представительной исполнительной ветвей власти правовым актом являются нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации. В республиках в составе Российской Федерации правовыми актами могут быть республиканские законы, акты президентов в тех республиках, где учрежден институт президентствапостановления Советов Министров Правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти. Нормативные акты органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с Понятие акта виды актов России органы власти находящихся в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга наделены широкими полномочиями в сфере право-творчества. Достаточно сказать, например, что все края и области получили право принимать уставы края и области, которыми определяется правовой статус этих субъектов федерации. Кроме того, многие отрасли законодательства административное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т. По этим вопросам органы государственной власти субъектов федерации осуществляют в понятие акта виды актов с федеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативные правовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав соответствующих администраций. Как уже отмечалось, все субъекты Федерации получили право принимать законы. Правовыми актами могут быть нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций. Действие нормативных актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу: 1 либо с момента их принятия; 2 либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие например, с момента опубликования ; 3 либо по истечении определенного срока после их опубликования обнародования. В зависимости от вида нормативного акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования.

Похожие документы
Карта сайта
Инструкцию радиотелефона панасоник х2301
Инструкцию вводного инструктажа
Вязание крючком шапок и беретов

Комментарии
  • Соотношение с нормативными правовыми актами.